|
Использование кубовидного щебня в дорожном строительствеОдним из основных материалов, применяющихся для строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, является щебень. От качественных характеристик щебня в значительной мере зависят потребительские свойства (ровность, коэффициент сцепления и т.д.) и долговечность автомобильных дорог. Особенно это относится к щебню, применяемому для устройства верхних слоев дорожной одежды, непосредственно воспринимающих высокие механические нагрузки от движущегося транспорта, находящихся под воздействием природных факторов (переменный температурно-влажностный режим, многократное замораживание-оттаивание, действие солнечной радиации и т.д.) и антигололедных химических средств. Поставляемый щебень фракции 5-20 мм в большинстве случаев содержит чрезмерное количество зерен лещадной формы - 25-40% и более, в то время, как было указано ранее в соответствии с действующей нормативно-технической документацией для верхних слоев асфальтобетонных покрытий, должен применяться кубовидный щебень, где содержание зерен лещадной формы не должно превышать 15%. Повышенное содержание зерен лещадной формы отрицательно влияет на удобоукладываемость и плотность асфальтобетонных смесей. Также следует учитывать, что зерна лещадной формы обладают меньшей механической прочностью по сравнению с кубовидными зернами щебня. Поэтому при строительстве (при укатке) и в процессе эксплуатации (под воздействием движущегося автотранспорта)зерна лещадной формы разрушаются, что может приводить к образованию свежих поверхностей не покрытых битумом. Эти места являются первичными очагами разрушения асфальтобетона при проникновении воды и действия затем попеременного замораживания-оттаивания. По данным «Минскоблдорстрой», которое с 1997 года использует для строительства и ремонта дорог кубовидный щебень, полученный на ударно-центробежных дробилках производства УП «НПО «Центр», внедрение новых технологий и материалов позволило достичь следующих результатов:
- Повышение безопасности движения. Существующий коэффициент сцепления автомобильного колеса с поверхностью дорожного покрытия на автомобильных дорогах республики составляет 0,33-0,48; при устройстве поверхностной обработки на эмульсии щебнем кубовидной формы фракции 6,3-10 мм коэффициент сцепления составляет 0,6-0,71, а на щебне фракции 2-4 мм коэффициент сцепления достигает значения 0,9. Фактический рост коэффициента безопасности 50%. Резко снижается вероятность заноса и потери управления автомобилем при резком торможении и ускорении на мокром покрытии.
- Снижение уровня шума от движущегося транспорта при движении через населенные пункты.
Тип покрытия | Уровень шума | асфальтобетон | 80 dB (A) | поверхностная обработка щебнем фракции 5-20 мм (щебень, полученный на конусных и щековых дробилках) | 88 dB (A) | поверхностная обработка на эмульсии и кубовидном щебне фракции 6,3-10 мм | 77 dB (A) |
Все эти преимущества позволили за 5 лет сэкономить предприятию «Минскоблдорстрой» 1,5 млн. $ США. | Увеличение срока службы дорожного покрытия: приживаемость щебня составила 95-97% при сроке службы 5 лет (межремонтный норматив 4 года).
Сравнительная стоимость 1 м2 дорожного полотна при различных способах обработки: с использованием материалов после конусных и щековых дробилок и кубовидного щебня, получаемого на центробежных дробилках ДЦ приведена в таблицах:
Сравнительная стоимость 1 м2 дорожного полотна при поверхностной обработке | | Материал
на 1 м2 | Расход | Экономия | Щебень: конусные и щековые | Кубовидный щебень: ДЦ | абсолютная | %
| Щебень, кг | 20 | 8,5 | 11,5 | 57,5 | Битум, кг | 1,2 | 0,77 | 0,43 | 35,8 | Стоимость, USD | 0,63 | 0,34 | 0,29 | 46 |
| Сравнительная стоимость 1 м2 дорожного полотна при мембранной технологии | | Материал
на 1 м2 | Расход | Экономия | Щебень: конусные и щековые | Кубовидный щебень: ДЦ | абсолютная | % | Щебень, кг | 114 | 64 | 50 | 43,8 | Битум, кг | 17,2 | 7,1 | 10,1 | 58,7 | Минеральный порошок, кг | 24,8 | 0 | 24,8 | 100 | Стоимость, USD | 5,31 | 3,28 | 2,03 | 38,2 |
|
|
|