Кубовидный щебнь при строительстве дорог



Использование кубовидного щебня в дорожном строительстве

 Одним из основных материалов, применяющихся для строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, является щебень. От качественных характеристик щебня в значительной мере зависят потребительские свойства (ровность, коэффициент сцепления и т.д.) и долговечность автомобильных дорог. Особенно это относится к щебню, применяемому для устройства верхних слоев дорожной одежды, непосредственно воспринимающих высокие механические нагрузки от движущегося транспорта, находящихся под воздействием природных факторов (переменный температурно-влажностный режим, многократное замораживание-оттаивание, действие солнечной радиации и т.д.) и антигололедных химических средств.

Поставляемый щебень фракции 5-20 мм в большинстве случаев содержит чрезмерное количество зерен лещадной формы - 25-40% и более, в то время, как было указано ранее в соответствии с действующей нормативно-технической документацией для верхних слоев асфальтобетонных покрытий, должен применяться кубовидный щебень, где содержание зерен лещадной формы не должно превышать 15%. Повышенное содержание зерен лещадной формы отрицательно влияет на удобоукладываемость и плотность асфальтобетонных смесей. Также следует учитывать, что зерна лещадной формы обладают меньшей механической прочностью по сравнению с кубовидными зернами щебня. Поэтому при строительстве (при укатке) и в процессе эксплуатации (под воздействием движущегося автотранспорта)зерна лещадной формы разрушаются, что может приводить к образованию свежих поверхностей не покрытых битумом. Эти места являются первичными очагами разрушения асфальтобетона при проникновении воды и действия затем попеременного замораживания-оттаивания.


По данным «Минскоблдорстрой», которое с 1997 года использует для строительства и ремонта дорог кубовидный щебень, полученный на ударно-центробежных дробилках производства УП «НПО «Центр», внедрение новых технологий и материалов позволило достичь следующих результатов:


Тип покрытияУровень шума
асфальтобетон

80 dB (A)

поверхностная обработка щебнем фракции 5-20 мм (щебень, полученный на конусных и щековых дробилках)

88 dB (A)

поверхностная обработка на эмульсии и кубовидном щебне фракции 6,3-10 мм

77 dB (A)


Сравнительная стоимость 1 м2 дорожного полотна при различных способах обработки: с использованием материалов после конусных и щековых дробилок и кубовидного щебня, получаемого на центробежных дробилках ДЦ приведена в таблицах:

Сравнительная стоимость 1 м2 дорожного полотна
при поверхностной обработке
 

Материал

на 1 м2

РасходЭкономия
Щебень: конусные и щековыеКубовидный щебень: ДЦабсолютная%
Щебень, кг208,511,557,5
Битум, кг1,20,770,4335,8

Стоимость, USD

0,630,340,2946

Сравнительная стоимость 1 м2 дорожного полотна
при мембранной технологии

 

Материал

на 1 м2

РасходЭкономия
Щебень: конусные и щековыеКубовидный щебень: ДЦабсолютная%
Щебень, кг114645043,8
Битум, кг17,27,110,158,7
Минеральный порошок, кг24,8024,8100

Стоимость, USD

5,313,282,0338,2